Статьи и обзоры по ОТ и ТБ

Пропал сотрудник. Что делать?

 

Если сотрудник не явился на работу и не отвечает на звонки, скорее всего он прогуливает. Что в такой ситуации делать работодателю? Расскажем в этой статье.

Что такое прогул?

Для начала, давайте разберемся, что в юридическом смысле является прогулом:

  • Отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд в течение рабочего дня;
  • Самовольный уход в отпуск или использование выходных.

Обычно сотрудники предупреждают о том, что не выйдут по тем или иным причинам. А что делать, если сотрудник просто пропал? Разберем актуальный порядок действий в 2020 году.

Шаг 1. Фиксируем неявку.

Чтобы зафиксировать неявку нужно написать акт в свободной форме, который должны подписать два свидетеля. В первый день «прогула» составляется 2 акта: до обеда и перед окончанием рабочего дня. Далее в течение 3 дней составляется по одному акту, а затем количество актов снижается до одного в неделю. Акты нужно писать до момента отправки сотруднику письма с вопросами о причинах отсутствия на работе. При увольнении это будет одним из подтверждающих документов.

Затем неявка фиксируется в табеле и журнале учета рабочего времени. Там нужно поставить код: «НН»- неявка по невыясненной причине.

Обратите внимание, что ставить код «ПР» — прогул, до получения письменных объяснений от «прогульщика» — нельзя. Суд признает такую отметку «поспешным выводом» и далее – «предвзятым отношением к сотруднику» и увольнение признают незаконным.

Шаг 2. Сообщаем руководителю компании.

Это необходимо сделать в докладной записке в первый день отсутствия работника.  Она пишется в свободной форме, в ней нужно кратко отразить суть ситуации и сообщить о том, что вскоре сотруднику направят письмо от имени компании с вопросом о причинах отсутствия на рабочем месте.

Шаг 3. Направляем письмо.

Если работник не отвечает на звонки и сообщения у вас есть право отправить ему заказное письмо в свободной форме. В нем необходимо попросить объясниться перед начальством за отсутствие на рабочем месте в течение такого- то времени. Если в течение недели ответа не последовало, а сотрудник так и не явился – составляем акт в свободной форме об отказе объяснений и переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Выбор и оформление дисциплинарной ответственности.

Решение о форме дисциплинарного взыскания принимает работодатель. Это может быть выговор или увольнение.

Если вы остановили свой выбор на выговоре – он оформляется в свободной форме.

А увольнение происходит по статье 81 ТК РФ. Указ нужно составить по форме Т-8 и ознакомить с ним работника в течение 3-х рабочих дней, с момента издания. Если он отказывается – составляется акт в присутствии двух свидетелей.

Шаг 5. Отпускаем сотрудника.

В последний день работнику нужно выплатить все денежные средства, а также выдать трудовую книжку.

Не забудьте сделать отметку в журнале учета движения трудовых книжек.

При увольнении за прогул в трудовую книжку вносится следующая запись: «Уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей — прогул, подпункт “а” пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ».

Если же бывший сотрудник не забрал ТК – работодатель обязан хранить книжку в отделе кадров в течение 75 лет.

Заключение

Неявка сотрудника – это всегда неожиданно, как гром среди ясного неба. Но теперь вы подготовлены и знаете, что делать в случае, если сотрудник пропал. Помните, что правильно оформленное увольнение не подлежит обжалованию в суде. И это сбережет вам кучу времени, нервов и денег.